Акмолинская область
Зерендинский район
КГУ Раздольненская общеобразовательная средняя
школа»
«Активизация
мыслительной и познавательной деятельности
учащихся
через развитие мышления и творческого воображения на уроках»
/из опыта
работы/
учитель: Жолдыбаева Н. Н.
с.
Раздольное
2018 год
«Активизация
мыслительной и познавательной деятельности учащихся через развитие мышления и
творческого воображения»
Всем
известна истина – дети любят учиться. Но часто опускается слово: дети любят
хорошо учиться! Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения
хорошо учиться – создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной
работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения
к умению, т.е. познание смысла и результата своих усилий, создание условий при
которых ученик займёт позицию соавтора,
ибо педагогический процесс образования в школе – это совместное движение ученика
с учителем, совместная работа ума, чувства, воли. Учитель интеллигентный,
эрудированный, ищущий, любящий, творчески работающий, и ученик – воспитанный,
любознательный, грамотный, ответственный.
В научную
основу обновления содержания образования начальной ступени положена современная
идея развивающего обучения, которая рассматривает ученика как носителя
определённых умений и навыков, субъекта учебной деятельности, автора
собственного видения мира, способного вступать в диалог с элементами разных
культур и просто как ребёнка, строящего свой возраст в соответствии со своими
возможностями.
Поэтому
решение главных задач обучения должно обеспечить:
·
Адаптацию
учащихся к окружающей природной и социальной сфере;
·
Формирование
нового социального статуса школьника;
·
Овладение на
необходимом уровне разными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой,
общение и др.
·
Формирование
личностного отношения к окружающему, овладение этическими, эстетическими и
нравственными нормами;
·
Приобретение
определённого уровня общей эрудиции, характеризующей готовность к дальнейшему
обучению.
Значение
начальной школы определяется, в первую очередь, непреходящей, неповторимой
ценностью в становлении и развитии личности ребёнка, формирование
интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к
активно – деятельному взаимодействию с окружающим миром.
В настоящее
время идёт реформирование образования. На смену традиционным методам обучения
приходят инновационные технологии, методы, обеспечивающие первоначальное
становление личности ребёнка, выявления и развития его способностей,
формирование умения и желание учиться.
В связи с
этим я чётко определила для себя конкретную цель: используя личностно –
ориентированные и деятельностные принципы и соответствующие образовательные
технологии, создать условия для развития индивидуальных качеств, способствующих
успешному учению. Выделила следующие задачи:
·
Оказывать
педагогическую помощь для успешной адаптации детей к инновационным методам;
·
Формировать
навыки учебной деятельности, трудолюбия, интереса к учению;
·
Создавать
ситуацию успеха для формирования
эмоциональной стабильности, развитие коммуникабельности;
·
Развивать
индивидуальные качества личности, усвоение знаний, умений, навыков.
Один школьник
спросил известного писателя Джани Родари: «Что нужно сделать и как работать,
чтобы стать настоящим сказочником?» «Учи, как следует математику», - услышал он
в ответ.
Действительно, возможность создать что – то новое, необычное
закладывается в детстве, через активизацию познавательной деятельности, через
развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно
их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребёнка до 12
лет.
Воспитание
и обучение связано с формированием
нового человека, развитием тех сторон его личности, которые в будущем обеспечат
успешную созидательную работу. Становление личности начинается с первых лет
жизни ребёнка и идёт параллельно с психическим развитием.
«Активизация
познавательной деятельности через развитие мышления и творческого воображения с использованием
передового опыта педагогики» - составляет мою частную методическую проблему.
Цель моей
работы – активизация познавательной деятельности учащихся, используя
возможности новых педагогических технологий. Научить детей учиться, сохранить и
развить познавательную активность, потребность учащихся к самообучению и
самовоспитании, вооружить учащихся познавательными средствами, необходимыми для
усвоения основ наук.
Решение
данной проблемы я вижу в необходимости отбора качественного содержания
материала, который будет активизировать познавательную деятельность,
формировать знания, умения, навыки, вызывать положительные эмоции, будет
формировать положительные черты характера. Для этого я изучила педагогическую и
психологическую литературу, труды А. С. Границкой, В. Н. Зайцева, Караева, С.Н.
Лысенковой, Ш. А. Амонашвили, Выготского и др.
Познавательная деятельность формируется на протяжении всей жизни
человека, ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к
познанию. Учебная деятельность требует
от ученика вполне определённых познавательных средств. Деятельность человека
имеет следующие основные характеристики: мотив, предмет, структуру, средства.
К психическим
процессам относятся восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.
Они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Являются центральными звеньями психического развития ребёнка, важными условиями
формирования его личности. Не случайно П. Блонский отмечал: «Мышление – та
функция, развитие которой является одной из самых характерных особенностей
школьного возраста».
Что же такое
мышление? Рубинштейн определил его как «познавательный творческий процесс ….,
отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира». В настоящее время исследования учёных
убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют
талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в
том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного
действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему
природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Познание
человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах:
1)
Форме
чувственного познания;
2)
Форме
абстрактного мышления.
Законы мира,
сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаём посредством
мышления. Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Основными
логическими приёмами формирования мышления по П. Я. Гальперину является:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация,
классификация.
Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах
умственной деятельности. Имеют типологические особенности нервной деятельности.
К числу
особенностей мышления относится широта и глубина ума, последовательность,
гибкость, самостоятельность, критичность мышления. Перечисленные особенности
мышления у разных детей сочетаются по - разному и выражено в различной степени,
это и характеризует индивидуальные особенности их мышления.
Другой
важнейшей стороной нашей жизни является воображение. Представьте себе на
минуту. Что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы сказок, не могли бы
играть в игры, не было бы научных открытий и произведений искусства. Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Почти вся человеческая духовная и материальная культура являются продуктами воображения
творчества детей.
Что же такое
воображение? Выготский даёт такое определение: «Воображение является основой
наглядно – образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации
и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий».
Различают
четыре вида воображения:
1)
активное
воображение – ребёнок по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя
соответствующие образы;
2)
пассивное
воображение – образы возникают спонтанно, помимо воли и желания ребёнка;
3)
продуктивное
воображение – действительность контролируется ребёнком, а не просто механически
копируется;
4)
репродуктивное
воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она
есть. Такое воображение напоминает или память, или восприятие.
При помощи специальных упражнений и приёмов можно
развивать воображение. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет
возможности создавать новые образы.
Различают воспроизводящее и творческое
воображение, мечты и грёзы. Остановимся на творческом воображении. Современные
психологи определяют его как процесс создания новых образов, продуктов
творческого труда, оригинальных идей,
обогащающих теорию и практику деятельности человека.
Развитие
воображения в процессе обучения, воспитания и др. служит основой развития
творческих способностей ученика.
Выделила
следующие задачи работы:
1)
формировать
необходимые речевые и мыслительные навыки;
2)
новые понятия
вводить только на знакомом материале;
3)
отбирать такое
содержание развивающих заданий, которое будет направлено на развитие личности,
на взаимодействие с другими детьми;
4)
в центре внимания
должно быть овладение смыслом понятия, а затем и правилами;
5)
учить ребёнка
искать решения, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные
достоинства;
6)
стимулировать
детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Качество обучения в значительной степени
зависит от методов обучения, от умения использовать их таким образом, чтобы они
способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся, развивали их
познавательные и творческие способности. Поэтому в моём стремлении к
методическому совершенствованию выделяю особенность – кропотливый поиск чего –
то нового, нестандартного.
Философы
утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме. Ритмы и рифмы
позволяют лучше усваивать изучаемый материал. Так, для мобилизации внимания
используем рифмованные начала уроков:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять –
Буду грамотно писать!
Начинаю урок с элементами театрализации.
Путешествуем по различным станциям, соревнуемся. Математика даёт реальные
возможности для развития мышления и творческого воображения. Традиционно
проблема развития познавательного интереса ребёнка решается через применение
занимательного материала, яркие наглядные пособия. Ещё Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником
умственного удовлетворения и душевной радости.
На уроках учимся подмечать закономерности.
Сходства и различия с простых упражнений. При изучении темы «Нумерация чисел в
пределах 100» предлагаю такие задания:
1) Установи закономерность и
продолжи ряд чисел:
а)
3,5,7,9,……. 10,30,50,70,……
1,4,7,10,…… 14, 34,74,……
б)
40 20
60 20 70 40 80 10 70
10
80 90 30 20 10 30 20 10
70 10…. 50 90…. 60 20…
2) Сравни числа
первого и второго рядов. Найди сумму чисел 1 ряда,2 ряда.
3
4 5 6
7
13 14
15 16 17
3)
Вставь подходящие
числа, не нарушая равенства:
…..-6=6+
Чередуем математические задания
с информацией о животных и событиях это позволяет усилить воспитательный эффект
урока, осуществить межпредметные связи.
4)
а) Какая птица
может ходить по дну водоёма?
Воробей – 3 решив цепочку
примеров, узнаете правильный
Оляпка –
4 ответ
Сорока –
5 8 – 6 + 7 –
6 + 5 – 4 =
Задаём дополнительные вопросы:
- Сколько слогов в слове?
- Из каких звуков состоит каждый слог?
- В каком рассказе встречается эта птица?
- Как помогает животным?
Оляпка –
певчая птица, бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну
водоёма. На дне ловит насекомых, червей и маленьких рыб. Пойманную добычу
всегда выносит на берег и съедает. Спасаясь от врагов, ныряет в воду.
б) Какая
рыба без чешуи?
Щука – 4 … +8 – 9 + 8 – 6 +
4 = 7 (ответ 2)
Сом – 2
Карась – 3
в) Из какой
сказки эти слова: «А дорога далека, а корзина нелегка». Сесть бы на пенёк,
съесть бы пирожок?
«Три медведя» - 8 8 – 4 + 5 – 7 =
…
«Маша и медведь» - 6 8 – 1 + 3 – 6 = …
«Медведь» - 4
г)
Неизвестно, что случилось, только белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и
мы сейчас его найдём. Где живёт белка?
В норе – 3 Какое число надо
вставить в клетку, чтобы квадрат
В дупле – 5 стал магическим?
В гнезде – 7
2 7
6
9 1
4 3
8
Белка очень
запасливый зверёк, неподалёку от своего гнезда устраивает кладовки, где хранит
орехи, жёлуди, шишки. Грибы накалывают на тонкие сухие веточки.
Нестандартные задачи на уроках математики требуют повышенного внимания к
анализу условия и построения цепочки и взаимосвязанных логических рассуждений.
Приведу примеры таких задач:
- Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали
разрезов?
- Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали
разрезов?
- Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику
досталось не менее одной тетради. Мог ли какой – нибудь мальчик купить 3
тетради?
Для
формирования умения проводить дедуктивные рассуждения использую такие задания:
- Пианино –
музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома
пианино?
- Классные комнаты надо проветривать. Квартира – это
не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать?
- Верно ли, что 25 см больше, чем 2 дм 5 см?
Применение
приёма классификации на уроках математики позволяет расширить имеющиеся в практике приёмы работы, способствует
формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная
форма работы содержит элементы игры, поисковой деятельности, повышает
активность, обеспечивает самостоятельность выполнения работ.
- разбей
данные числа на 2 группы: числа, которые меньше 5; числа, которые больше 5:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- Разбей выражения на группы по одинаковым признакам:
13 + 1, 14 – 1, 15 + 1, 16 – 1, 17 + 1, 18 – 1
- Определи признак, по которому можно было бы
разделить данные числа на две группы:
2, 7, 35, 41, 4, 8, 60, 80, 3 и т.д.
- Выпиши все числа, которые записаны двумя различными
цифрами:
22, 56, 80, 66. 74, 47, 88, 31, 94, 44. Посмотри на
оставшиеся числа, назови общий для них признак.
- Исключи элементы, не относящиеся к группе элементов,
докажи:
Дм, см, метр, литр.
Приставка, предлог, суффикс, окончание.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Василий. Самат, Наргиз, Петров.
Учащиеся
учатся обосновывать свои суждения, формируют
навыки самостоятельной работы над задачами, сознательно используют
приобретённые знания. Моя работа направлена на сознательное усвоение учениками
общего вывода. Свойства и закономерности. Например, при решении задач:
- В одной
книге 36 страниц, а в другой 30 страниц. На сколько страниц в первой книге
больше. Чем во второй. Рассуждение строится таким образом: все задачи, в
которых требуется узнать, на сколько одно число больше или меньше другого
решаются действие вычитанием. В этой задаче нужно узнать, на сколько 36 больше,
чем 30. Вывод: нужно от 36 отнять 30.
В процессе
обучения рассуждениями побуждаем учащихся к поискам правильных ответов.
- Вставьте пропущенное число: 1, 3,
7, 13, ….., ……, ответ 21, 31.
Последовательно прибавляем к числу чётные в порядке
возрастания.
- Определи
закономерность, найдя пропущенные числа:
8 |
2 |
4 |
10 |
4 + 8 – 2 = 10
1 |
5 |
12 |
? |
12 + 1 – 5 = 8
2 |
3 |
3 |
? |
3 + 2 – 3 = 2
Для формирования навыков анализа и синтеза
предлагаю учащимся следующие задания на уроках русского языка: разбери слово по
состав: подбери как можно больше слов
(имеющие в своём составе корень и суффикс); анаграммы (преобразование букв
путём их перестановки в слово): луфобт,
окамндри …
-
Шестиклеточный логикон:
Слон |
Сом |
Уж |
Ж |
Р |
? |
Буква з: уж – змея
Морж |
Клад |
Клуб |
Ж |
А |
? |
Буква
л: морж, клад, клуб
Белый |
Нос |
сел |
П |
С |
? |
Буква г: сел – глагол
Заполни
недостающие буквы в слове:
З – р – о, з – о – ок. д –
р – во, к – м – нь, т – а – а и др.
Работая
над развитием навыка обобщения,
предлагаю следующие упражнения.
- Найди общий признак:
Школа – учитель дождь
– град
Нос – глаз
литература – математика
а) Все имена существительные изменяются по числам.
Слово урок – имя существительное, следовательно, оно изменяется по числам.
б) Все растения поглощают на свету углекислый газ. Тополь
– растение, следовательно, ….
в) Все названия рек пишутся с большой буквы. Каргала –
река, следовательно, ….
- Найди общее расположение для всех слов: д…., л…..,
п…., т…., ос…. (….ень)
Для развития навыка конкретизации применяю такие виды
заданий.
1)
На уроках
русского языка предлагаю детям составить предложения из четырёх слов, каждое из
которых начинается с указанной буквы. Например:
М В
Ч О – Мастер Владимир чинит
обувь
Маша Витю чаем облила.
В С
Н Т - Весной снег начинает таять
Весёлый Серёжа начал топать
Всем свистеть научиться
весело
2)
На уроках
литературного чтения придумываем с детьми как можно больше заглавий к тексту.
3)
«Сокращение
рассказа» - зачитывается рассказ, учащиеся должны передать содержание текста в
2 – 3 предложениях, сохраняя основное содержание текста.
4)
«Поиск способов применения». Учащиеся
называют как можно больше способов применения указанного предмета.
5)
«Знаете ли вы
пословицу?» Необходимо вспомнить пословицу по двум её словам.
Время – потеха. Дело – мастера.
Труда – пруда. Каравай – не
зевай.
Друга – береги. Гоп – перепрыгнешь.
Калачи – на печи. Знать – учиться.
Для формирования навыка сравнения использую
следующие задания:
- Выбери из предложенных
пословиц противоположную пословицу или аналогичную по смыслу:
Один в поле не воин
Теперь обувь шьют без шила
Трудно и дереву одинокому расти
О книге не суди по переплёту
Чистое золото
ценится дорого
- «Укрась слово». К
предложенному имени существительному подобрать как можно больше подходящих по
смыслу имён прилагательных. Например: задача – простая, сложная, трудная,
лёгкая, непонятная, взаимообратная … .
Снег – зимний, весенний, последний,
искристы, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, лёгкий, рыхлый,
белый, свежий ….
- «Зелёные слова». Лягушка,
огурец, трава, крокодил, кузнечик … .
- «Прыгающие слова». Лягушка,
кенгуру, заяц, кузнечик …. .
Воображение и фантазия присущи каждому
человеку, но люди различаются направленностью фантазии, её силе, яркости. Одним
из приёмов развития данных качеств являются следующие упражнения.
- Воссоздание образов
художественного произведения. После первого прочтения дети должны нарисовать те
предметы, о которых идёт речь. Передать цвет, размер, форму, расположение.
После этого разрешается внимательно перечитать текст и сделать второй рисунок.
Тренировкой воображения, а вместе с ним и
мышления, внимания, памяти и других, связанных с ними функций, обслуживающих
учебную деятельность, являются игры и задания, имеющие не единственное решение.
- составление
изображений объектов. Нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, пользуясь
только данным набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция).
Каждую фигуру можно использовать многократно, менять её размеры. Однако, нельзя
добавлять другие фигуры или линии.
- Незаконченные рисунки.
Учащиеся должны догадаться, какой предмет изображён по неполным контурам.
- Заполнение отсутствующих
деталей на рисунке по тесту Равенна.
- Нелепые картинки. Найти
несоответствие в предложенном изображении.
Умение правильно формулировать посылки и
выводить следствия, являются важнейшим условием для успешной учёбы. Предлагаю
ряд вопросов. Начинающихся со слов «Что произойдёт, если …». Учащиеся должны
дать как можно больше оригинальных и правильных полных ответов.
- Например, что произойдёт,
если дождь будет лить, не переставая?
- Что произойдёт, если звери
заговорят человеческим голосом?
Любое обучение связано с необходимостью что
– то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями.
Всё это не возможно сделать без воображения и фантазии. Учащиеся младших
классов любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку
более полно раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на
активном воображении, творческом мышлении. На уроках изобразительного искусства рисуем, но
придумываем истории, занимаемся монотипией.
Каждый ребёнок имеет свои, только ему
присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано. В этом помогают
родители. Проводя работу с родителями. Ориентируюсь на раскрытие следующих
качеств: способность к рисованию, гибкость и быстрота мышления и действий,
способность высказывать оригинальные идеи, изобретать новое, развитие интуиции.
В данной работе я представляю лишь некоторые
аспекты активизации познавательной деятельности через развитие мышления и
творческого воображения. Поэтому особо остро в последние годы встал вопрос о
формировании приёмов активизации
познавательной деятельности. Активизация
Познавательной деятельности эта
избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие
действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к
познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и
развиваясь, познавательная деятельность становится основой положительного
отношения к учению. Познавательная деятельность носит поисковый характер. Под
его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам
постоянно активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с
увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи.
Познавательная деятельность положительно влияет не только на процесс и
результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления,
воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса
приобретают особую активность и направленность.
Активизация познавательной деятельности – это
один из важнейших для нас мотивов обучения
школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательной
деятельности учебная работа даже у самых слабых учеников протекает более
продуктивно. Познавательная деятельность при правильной педагогической
организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной
воспитательной деятельности может и
должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние
на его развитие.
Познавательная деятельность выступает перед
нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого
утверждала «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается
из – под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело
идёт совсем по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без
развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и
невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически
возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный
мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство
воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательная деятельность направлена не
только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со
стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым
напряжением и усилием. Познавательная деятельность – не враг волевого усилия, а
верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы,
способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательной
деятельности своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и
как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен
только пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, тоже
желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика,
желание занять новое положение в обществе
- важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой
мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходиться наблюдать, что уже
к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного
дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых
лет обучения ребёнок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о
пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом
процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился потому, что
ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Поэтому, своё педагогическое кредо
определяю так: не учить. А побуждать детей учиться в творческом, продуктивном
режиме.
Практика моей работы показала подтверждение
эффективности использования на урока комбинированных технологий обучения:
ТЕХНОЛОГИИ
Технология
Технология
критического мышления развивающего обучения
Технология
Технология игрового
уровневой дифференциации обучения
Для достижения учебных, развивающих и
воспитательных целей применяю формы работы с учащимися:
Работа в паре
Коллективная
ФОРМЫ РАБОТЫ
Групповая
Индивидуальная
Дифференцированно – групповая
- Коллективная
работа – это процесс взаимного обучения, поиск путей решения поставленных на
уроке задач.
- При организации дифференцированно –
групповой формы я учитываю уровень подготовки учащихся, их индивидуальные
возможности.
- Работая в группах и парах (4 – 5
человек), ученики приобретают умения слушать, вступать в контакт, отстаивать
своё мнение, уважать чужое, вместе искать истину.
- Работая индивидуально, ученик учится
самостоятельности, познанию, способствующему раскрытию его мысли, развития
памяти, внимания, речи.
- Как известно, играть любят все дети, и,
включая в уроки игровые моменты, или проводя урок в форме игр, можно
заинтересовать предметом даже самых пассивных, самых равнодушных школьников. В связи с этим,
использую такие формы уроков, как:
·
Урок КВН;
·
Урок – сказка;
·
Урок –
путешествие;
·
Урок –
соревнование;
·
Урок – аукцион
Использую
при этом разные методы:
·
Наглядный;
·
Частично –
поисковый;
·
Словесный;
·
Практический;
·
Исследовательский;
·
Познавательные
игры;
·
Ассоциации;
·
Мозговой атаки;
·
Прогнозирование;
·
Ситуации;
·
Конструирования;
Об
успешности своей деятельности и учащихся сужу по рефлексии. Она проводится на
всех этапах работы. Это показатель эмоционального состояния и того, как ребёнок
усвоил урок. Я вижу свою успешность глазами детей, вижу, реализованы ли мои
цели и задачи, цели детей.
Работа по
– новому, использование инновационных методов, дало свои результаты:
·
Возросла
организованность учащихся;
·
Повысился интерес
к учёбе;
·
Укрепилось
чувство уверенности в себе, сознание того, что «Я могу учиться хорошо!»
·
Повысилось
качество ЗУН
Общими проблемами
остаются:
·
Необходимость
продолжить работу над формированием учебных навыков;
·
Продолжать
использовать инновационные методы обучения, как инструмент, способствующий
росту учащихся.